Как нам реорганизовать «мусорную реформу»?

Печать
Создано 23 Апрель 2019 Просмотров: 645

На самом деле «мусорная реформа» в Тверской области началась не 1.01.2019, а годом с небольшим раньше – когда наш губернатор Игорь Михайлович Руденя утвердил Территориальную схему обращения с бытовыми отходами. Казалось бы, год с четвертью, прошедшего с той поры времени, было достаточно, чтобы понять, что тут к чему и чего в том нормативно-правовом документе не отражает наших реалий и что там надо было бы поменять. Ведь ежу же понятно, что та Схема не работает, скорее всего, из-за того, что ее реализацией занялись плохо образованные и весьма равнодушные ко всему, кроме, наверное, денег, люди…

Если бы они не были таковыми, какие они нам представляются, то наверняка бы заняли бы «мозгов» у тех, кто у себя многие «мусорные» проблемы порешал. Например, это ментально близкая нам Финляндия, поскольку Тверская область – место компактного проживания генетически близкого финнам народа – тверских карел. Это парламентская республика, где есть реальная политическая конкуренция. Депутаты, и прежде всего депутаты от оппозиции, стараются контролировать чиновников правительства и придают гласности любые правонарушения и попытки нажиться на ограничении конкуренции.

Ведь эта политическая активность – залог поддержки их партий избирателями. Но выборы при этом должны быть честными, а не с вбросами, как у нас. Конкурентные выборы представительной власти не единственный, хотя и очень важный рычаг воздействия. Жители Финляндии обладают еще и правом на частное обвинение (правом выступать в качестве прокурора) по широкому списку статей Уголовного кодекса Финляндии. Зная о факте коррупции, активные граждане не оставят чиновника в покое, даже если государственный прокурор или министр не будут отстаивать исполнение закона или правила. Но главное – в Финляндии действительно независимый суд, не зависящий от исполнительной власти.

Поэтому сами финские граждане там не стоят в стороне от решения проблемы утилизации мусора. Жители, объединенные в жилищные кооперативы, а также любые предприятия или супермаркеты обязаны заключать договоры со специализированными частными организациями по вывозу мусора. На площадках по сбору мусора установлены отдельные баки для биоотходов, стекла, картона, пластика и металлических изделий. Так, в Финляндии бутылки сдают, а не выбрасывают. В цену напитка включается залоговая цена бутылки, и у людей есть стимул их сдавать.

Опасные отходы, такие как батарейки и градусники, собирают в специальных пунктах сбора или в магазинах (тут следует учесть, что одна батарейка способна сделать мертвой 1 куб. м. земли)! Эти отходы делают безопасными на специальных предприятиях. Вообще, в Финляндии половина мусора сортируется самими гражданами перед выбросом. Это связано с тем, что за вывоз сухого и отсортированного мусора не берут плату. Сортировка и плотная загрузка контейнеров отражается на стоимости коммунальных услуг – чем лучше граждане сортируют, тем реже приезжают фургоны и жителям приходится меньше платить за вывоз. Есть там и специализированные фирмы, которые бесплатно вывозят нужный им отсортированный мусор, например, картон.

Мусоросжигающие заводы в Финляндии построены уже в этом веке, они – очень современные. Их задача – не столько сжигать мусор, сколько обеспечивать жителей теплом и энергией. То есть мусор идет в качестве добавки к основному топливу. При этом на заводах установлены эффективные фильтры, исключающие выброс вредных веществ в атмосферу. Там нет таких как у нас полигонов для складирования и захоронения столь огромного количества как у нас отходов. Там на захоронение «хвостов» - того, что остается после переработки и сжигания отходов – производят в основном в ожидании лучших времен, когда появятся технологии, позволяющие перерабатывать и их тоже.

Финляндия в утилизации мусора стоит в одном ряду с другими развитыми странами. Например, с Данией, откуда к нам в Тверь приезжала экологическая фирма «Кови», заключившая с администрацией тогдашнего губернатора Дмитрия Зеленина договор на разработку соответствующего регионального закона. Так вот, в датском Копенгагене мусороперерабатывающий завод Копенхейм стоит в самом центре города буквально в 200 м от жилья и в одной миле от дворца короля. На его покатой крыше оборудована искусственная слаломная трасса. Мощность завода 400 тыс. тонн отходов в год, он обслуживает 1 млн 400 тыс. жителей.

Финны свою систему утилизации мусора вполне одобряют, они фактически контролируют работу и чиновников, и собирающих мусор частных компаний. Контролирует оно, естественно, работу тех региональных государственных учреждений, которые проводят конкурсы среди подрядных организаций. Никаких взяток и откатов в этом процессе в принципе быть не может, не та у финнов культура. Плюс развитое гражданское общество, способное контролировать власть. Если сравнивать то, как проходит реформа утилизации мусора в России, с опытом Финляндии, то создается впечатление, что главная цель нашей реформы – создать условия для коррупции и монополизации.

Но у нас, как это водится, свой особый путь. В Тверской области «мусорную реформу» начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза отходов, а не со строительства инфраструктуры для переработки мусора и полигонов для захоронения «хвостов». Ведь согласно статье 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», все организации и владельцы жилой недвижимости теперь обязаны заключать договор с местным государственным оператором, осуществляющим организацию переработки ТКО. Вот почему при любых обстоятельствах у нас будет обязанность заплатить по установленному тарифу. Пока это по 96,5 рублей с человека в месяц. Об этом гласит все тот же Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Жилищный кодекс РФ.

А ведь назначенный региональный оператор ООО «ТСАХ» с возложенными на него функциями, по нашему мнению, явно не справляется, отчего проблема утилизации мусора становится все более острой. Но, увы, немногие тверитяне понимают природу такого неэффективного государственного управления, в том числе и в сфере утилизации мусора. Если вместо конкурентного рынка и гражданского контроля навязывается новая чиновничья вертикаль по сбору и переработке мусора, то ничего хорошего ждать не приходится. Да и, к сожалению, наше общество вряд ли способно этому противостоять. Потому что у многих наших сограждан, увы, весьма специфическое отношение к коррупции.

Им не нравится не факт обогащения чиновников за счет налогоплательщиков, а то, что они сами не допущены к этой кормушке. Такова наша исторически сложившаяся политическая культура. В итоге наши люди очень своеобразно воспринимают сообщения об аресте коррупционера, укравшего бюджетный миллиард: ха, а что так мало-то? И до тех пор, пока это будет доминировать, организовать эффективную систему утилизации мусора (и не только ее!) вряд ли удастся. При таких условиях любой региональный оператор, кто заменит контору Павла Чурового, будет заключать договора со «своими» фирмами на определенных им льготных условиях. А мы - простые граждане будем платить только за вывоз мусора больше и больше.

You have no rights to post comments

Андрею Дементьеву – человеку и самолету

В том, что наш Игорь Михайлович Руденя, человек высокодуховной организации – в том, считаем ни у кого не должно быть сомнений. Не каждый, например, тверитянин способен так настойчиво, когда во вверенной ему в правление губернии можно найти массу проблем, заниматься храмостроительством. И уж тем более на публике – целованием крестов. Поэтому, думаем, те злопыхатели, которые надсмехаются над ним за такого рода проявления его явно неординарной личности, непременно будут в конце концов посрамлены…

Подробнее...

Новый закон о пассажирских перевозках: "без меня - меня женили"

Как мы и обещали, это продолжение опубликованного ранее материала непонятки в новом законе о пассажирских перевозках. Совершенно очевидно, что описанное там - это то, что первым бросилось в глаза. Теперь немного о другом. Например, про то, что депутаты, для нас это очевидно, голосовали, не особо вникая в суть предлагаемого. О чем, считаем, свидетельствует число голосовавших «ЗА» - 33 депутата. Так не бывает, когда даже депутатов от Твери явно не смутила фактическая экспансия в их же город московского транспортного бизнеса. Это при том, что все они позиционируют себя в качестве его патриотов…

Подробнее...

Новый закон о пассажирских перевозках: много непонятного

Официальный сайт правительства Тверской области сообщает (https://тверскаяобласть.рф/novosti/?ELEMENT_ID=113229), что в прошлый четверг 11 июля, областное Законодательное собрание сразу в двух чтениях приняло закон о новой системе организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и области. Заявлена и цель закона — создание централизованной системы управления пассажирскими перевозками. А также, что он позволит навести порядок в сегменте общественных перевозок, сделать их комфортными, безопасными и удобными для населения Тверской области…

Подробнее...

Репутация-с…

В пятницу, 12 июля, прокурор Центрального района Твери Сергей Беляков собирал заседание Общественного совета по защите прав предпринимателей. Последний раз подобного рода мероприятие проводилось пару лет назад, а потом этот Совет, видимо, за ненадобностью собирать перестали. Что же случилось такое, если все это время, по сути, ничего в отношениях малого и среднего бизнеса и власти не менялось. Как ранее зависели одни от произвола других под благостную говорильню про поддержку МСП других, так зависят и теперь. Разве что стороны власть предержащих стало больше цинизма и лицемерия…

Подробнее...
3354079