Управление здравоохра­нением

Печать
Создано 26 Февраль 2015 Просмотров: 2057

Что и кто мешает тверскому здравоохранению быть эффективным? По разным оценкам недовольных работой системы общественного здравоохранения насчитывается от 30 до 50% наших сограждан. Это не только оценки федерального уровня, но и нашего - регионального. Вряд ли такие цифры можно считать удовлетворительными.

 

В нашем Тверском регионе, если верить материалам Доклада уполномоченного по правам человека в Тверской области за 2013 год, которые были обнародованы в минувшем 2014 году, то "...в среднем УДОВЛЕТВОРЕНЫ качеством медицинских услуг 37% жителей региона, в том числе в сельской местности 21%...". Красной нитью тексте доклада в качестве ведущего фактора такого положения дел проходит мысль про качество управления отрасли.... С той поры, если в тверской системе общественного здравоохранения, если что-то и поменялось, то отнюдь не в лучшую сторону. Во всяком случае, таково в основной массе не только мнение тех, кто напрямую зависит от решений, принимаемых в областном минздраве, - медицинских работников, но и их пациентов (про что свидетельствует создание регионального отделения Лиги защиты пациентов и их первые заявления). Разумеется, в сложившейся ситуации есть доля ответственности самих медиков (например, низкие уровень образования и квалификация, отсутствие внутренней мотивации к качественному труду). Отечественная медицина обросла большим количеством формальностей, целесообразность которых трудно понять и пациенту, и специалисту. Направления, талоны, некоторые учреждения, обороняющиеся от больного даже на уровне поста охраны, регистратуры, где не берут трубку, – все это производит отрицательное влияние на пациента. "Хороши" бывают и сами пациенты (например, притчей во языцех стала их низкая мотивация к ведению здорового жизни, нежелание следовать рекомендациям врачей). Но все же, думается, немалую роль играет и сложившаяся в нашем регионе система управления отраслью. Она, по моему мнению, порочна. По сути она при принятии управленческих решений повторяет действия федерального Минздрава - очень часто действует по принципу: а давайте-ка попробуем вот это, может, что и получится. При этом, как федеральном уровне, так и у нас почти напрочь отсутствует практика публичного обсуждения врачебным сообществом важных решений, связанных с так называемой оптимизацией сети лечебно профилактических учреждений (помнится, последним таким мероприятием стало обсуждение на коллегии облздрава планов по реорганизации учреждений родовспоможения в г. Твери). Говорят, что существует некий общественный совет ПРИ облздраве, но то, что мне известно о его работе (когда в нем еще состояла депутат ТГД Екатерина Глебова, теперь уже не состоит), не дает, увы, оснований полагать, что там всерьез обсуждается что-то актуальное. Поэтому, судя по всему, наш областной минздрав предпочитает действовать по собственному усмотрению. Что, к сожалению, нередко приводит к не слишком хорошим результатам. В качестве такого примера хочется привести некоторые промежуточные итоги модернизации здравоохранения, как по нацпрокту "Здоровье" 2005 года, так и по программе модернизации 2012-2013 годов. Там наряду с действительной пользой для лечебно-профилактических учреждений были и весьма отрицательные моменты, которые фактически привели к таким существенным потерям бюджетных денег, которые еще предстоит оценить. Это и закупка медицинского оборудования по завышенным ценам, и его приобретение без учета того, что потом к такому оборудованию будут требоваться дорогостоящие "расходники" импортного происхождения, и, что требует отдельной оценки, закупка ненужного для данного конкретного медучреждения оснащения (хотя бы потому, что там некому будет с ним работать). Таких или им подобных примеров даже в нашей Твери, можно при большом желании насчитать немало (по поступающим авторам сведениям, "компетентные органы" уже считают). А причиной тому, считаю, стало кулуарное, по сути, составление заявок и технических заданий (сами, мол, с усами) специалистами облздрава, хотя вроде бы все формальности при этом (консультации со специалистами-медиками) и соблюдались. Тем не менее, убежден, вовлечение в процесс обсуждения широких врачебных масс не только, несомненно, пошло бы на пользу делу но и предотвратило бы заведение многих уголовных дел. Но если все так, то отчего органы управления системой общественного здравоохранения, не привлекают к своей работе широкую медицинскую общественность? Почему важные управленческие решения принимаются именно так, как это происходит сегодня, а не как-то иначе. Автор намеренно отстраняется от криминальной версии данного феномена. Тут, думаю, дело немного в другом (чиновники от медицины вряд ли мечтают быть в качестве подследственных) - скорее всего ими сегодня становятся случайные, малопригодные к многосложной управленческой работе люди. На сегодняшний день (и с этим соглашаются, увы, на условиях анонимности, очень многие тверские врачи, включая руководителей медучреждений) за последние два десятка лет не было более слабого состава чиновников облздрава. Думаю, многие из них понимают это и сами, но! В качестве компенсации собственной моральной ущербности, мы видим высокомерие и самость чиновников от медицины, которая как раз и выражается не столько в желании брать всю ответственность за принимаемые решения на себя, сколько в непре менном намерении настоять на своем. Это, примерно, как политработники в Советской Армии: "Делай, как я сказал" вместо "Делай, как я". Так что какая уж тут может быть общественность! Хотя, возможно, что в ряде случаев нежелание иметь дело с общественностью, связано с тем, что руководители областного минздрава просто вынуждены действовать в русле "вышестоящих указаний", но тогда, как говорится, сам бог велел всемерно пытаться сохранить репутацию через медицинский консилиум (индивидуальная безопасность через коллективную ответственность), но этого почему-то не наблюдается. А, между прочим, привлечь к управлению широкие массы специалистов можно и должно. Тем более, что, как известно, сделать путем созыва традиционных коллегий, очень сложно. Да и не нужно,потому что искренностью в высказываниях его участников, как правило, там и не пахнет. А вот современные технологии коммуникаций (причем совершенно бесплатно) вполне позволяют собрать всю палитру мнений по тому или иному вопросу. Например, достаточно заглянуть на такие специализированные врачебные форумы, как "Врачи.РФ", "Эврика.Ру", "Доктор на работе" и т.д., и т.п., чтобы составить представление о том, как будет воспринято врачебным сообществом то или иное управленческое решение. Тут надо только захотеть. Но... не всякому руководителю, увы, захочется, глядеться в такое "зеркало". Но, тем не менее, делать это нужно. Хотя бы для того, чтобы выглядеть слишком глупо. Вот пара конкретных примеров. Сейчас Минздрав России, поскольку в последние месяцы много говорят о переходе на платную медицину, планирует внедрить новую систему организации медицинской помощи. Гражданам в дополнение к обязательной медицинской страховке (ОМС) хотят предложить докупить целый пакет услуг. У него уже есть название — "ОМС плюс". Его обладателям обещают то, чего не получит "бюджетный" больной, которого лечат по системе госгарантий. Новая система премиального страхования даже включена в "Стратегию развития здравоохранения России на 2015-2030 годы". Дескать, считают, там всем от такого нововведения будет лучше: между государственными и частными медучреждениями возникнет конкуренция за дополнительные деньги, а пациенты будут избавлены от оплаты (это станет непременным условием участия в программах "ОМС плюс" так называемых "платных услуг". В интернете тут же по этому поводу разгорелась общественная дискуссия. Наряду со сторонниками такой идеи выявились и ее категорические противники. Причем они так же четко и ясно обосновывают свою позицию. Например, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образовани доктор медицинских наук Гузель Улумбекова отмечает, что в России бесплатная медицинская помощь недофинансирована как минимум в 1,5 раза. Поэтому-де, прежде чем просить население доплачивать за медицинскую помощь, необходимо приблизить уровень государственных расходов на отечественное здравоохранение к уровню стран с сопоставимым ВВП на душу населения. Ведь в условиях тотального дефицита финансовых средств, медицинских кадров и даже коечного фонда, ни о какой конкуренции в отрасли между государственными и частными клиниками говорить не приходится. А что думают на сей счет в областном минздраве? Интерес к ответу на данный вопрос вполне закономерен, поскольку за работу системы общественного здравоохранения отвечает именно региональная государственная власть. Увы, ответа на такой вроде бы несложный вопрос там получить не удалось. Оказывается, если верить словам и.о. руководителя "профильного" вроде бы отдела развития здравоохранения и формирования программ областного минздрава М.Г. Суворовой ни о чем подобном она даже не ведает и никто никаких заданий по этому поводу ей не давал. И, соответственно, никаких соображений на сей счет у нее и у сотрудников ее отдела не имеется. И, естественно (без вышестоящих указаний), быть не может. Возможно, мол, что-то известно министру и/или ее заму... А вот еще один "интересный" момент из жизни облздрава, дающий представление о стиле работы тамошних руководителей. Хорошо известно, что врачей государственных медучреждений вышестояшие управленческие инстанции буквально замордовали все новыми и новыми требованиями по предоставлению отчетности. В дополнение к уже существующим отчетным формам. Причем "срочно", что называется, "вчера". По этому поводу есть много публикаций. Высказывался на данную тему даже президент Национальной медицинской палаты авторитетнейший Леонид Рошаль. Последний крик отчаяния издал на днях на сайте "Эха Москвы" известный московский врач-блогер Алексей Эрлих: "Ваши указания только мешают. Отстаньте от врачей, пожалуйста! Ну правда, невозможно же все регламентировать. Дайте нам спокойно работать!". Но, увы, все без толку На днях к автору попал в руки "циркуряр", направленный в адрес главных врачей медицинских учреждений Тверской области за подписью замминистра Е.М. Беляева (бумагу подготовила та же М.Г. Суворова). В нем областной минздрав потребовал, поскольку работу патологоанатомических отделений в 2015 году предполагается финансировать из разных источников (вскрытие трупов и гистологическое исследование трупного материала - из областного бюджета, а проведение прижизненных гистологических исследований - за счет средств ОМС), представить сведения о проведенных исследованиях за 2014 год и "план на 2015 год". Не знаю, кому как, а по мне так любой, прочитавший такое письмо, должен лишиться дара речи. Хотя бы по тому, что будучи в здравом уме, просто невозможно даже представить, как это возможно сосавить план по вскрытиям трупов. Ах, г-же Суворовой нужна просто статистика, чтобы на ее основании планировать бюджетные деньги? Ну, так тут нет ничего проще: на то в распоряжении облздрава имеются годовые отчеты всех медучреждений Тверской области за много лет. Пожалуйста, берите нужные вам для работы материалы и прогнозируйте себе, составляйте планы и программы, какие вам там заблагорассудится! На то вы и служите в органах управления! Но не грузите дополнительной никчемной работой других! Вызывая в них ответную ярость и ненависть. Ведь уже давно в адрес нашего минздрва я не слышал от простых врачей ни одного доброго слова. И, судя по всему, поделом. Потому, что ответом на недоуменный вопрос автора, зачем она творит такое, г-жа Суворова оветила в типичном чиновничьем стиле: мол, не надо вмешиваться, что хочу, то и ворочу... *** В утвержденном правительством РФ "Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" среди ключевых направлений предполагается "...оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнения публичных обязательств". За счет исключения, в первую очередь, так называемых неэффективных затрат, в Плане предусматривается "сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов". Есть мнение, что под неэффективными затратами подразумевается не столько "оптимизация" системы общественного здравоохранения, как она проводилась и проводится до сих пор, сколько и прежде всего затраты на содержание государственного административного аппарата... Виктор Богданов

You have no rights to post comments

К вопросу о понимании сути тверской жизни

Судя по всему, тверского губернатора Игоря Руденю несколько "достали" публикации и комментарии не самого позитивного характера о его последней встрече от 4 декабря с.г с Президентом России Владимиром Путиным. Поэтому, полагаем, он и был вынужден прокомментировать итоги встречи с ним, рассказав то, что, как мы ранее предположили, возможно, осталось "за скобками" ее стенограммы-отчета. Но! Все у него, с нашей точки зрения, получилось "как всегда"...

Подробнее...

Все познается в сравнении

Прошедшая неделя оказалась для правительства Тверской области весьма насыщенной событиями, достойным освещения на его официальном сайте. Причем не только смешными вроде "паломнической" поездки в Москву на литерной электричке. Или, например, таких, от каких возникает лишь чувство недоумения: что бы это значило? - это стенограмма встречи тверского губернатора Игоря Рудени с Президентом РФ Владимиром Путиным. Но были и такие, которые требуют осмысления действий губернаторской команды, например, в любимой нашим губернатором отрасли - сельском хозяйстве. И как тут тогда не напомнить об одной и наших тем - судьбе небольшого райцентра Северо-Востока области - города Весьегонска?

Подробнее...

Охота за "самозанятыми" уже объявлена?

Начало уходящей недели, можно сказать, дало старт новой кампании по отъему денег у простых тверитян, которым не повезло встроиться в нынешнюю систему трудовых отношений, дающих возможность зарабатывать на жизнь. Речь идет о тех, кто по каким-то причинам не стал ни "бюджетником", ни предпринимателем или наемным у него работником, ни тем более государственным или муниципальным служащим. Речь идет о тех, кого теперь модно называть "самозанятыми"...

Подробнее...

464.2

Если те, кто искренне считает, наши городские и региональные власти, ничего, как это теперь модно говорить в их среде, никому не должны, а являются ценностью сами по себе, могут не читать далее этот материал. Он предназначен тем из них, кто сохранил хотя бы остатки стыда и совести, и в действительности - не на словах, а на деле - считает себя патриотом своего города и думает не только о себе, но и о том, что можно в нынешних условиях сделать для людей. Надеемся, такие у нас есть и их немало...

Подробнее...
2322140